Начало формы

Предисловие

Нужно отдать автору должное – книга прекрасно написана. Некоторые выпады в сторону ниндзя обусловлены тем,что автор является самураем

Конец формы

Может удивить тот факт, что целый ряд знакомых нашему уху японских слов звучит непривычно.Куда-то исчезли «суши», стойка «зенкуцу-дачи», техника «тачиваза», «джиу-джитсу». Откуда вдруг все эти «суси», «дэзнкуцу-дати», «тативадза» и т.п. Вынужден разочаровать: в японском языке нет и никогда не было звуков «Ш», «Ж» или «Ч». Все они результат опосредованного перевода японского через английский, точнее, американский. Повезло знаменитой японской святыне горе Фудзи: о ней мы узнали из первоисточника. Зато одноименная пленка пришла к нам с запада, а потому название ее, забыв сопоставить с горой, перевели как «Фуджи». Та же участь постигла и сырое невкусное японское кушанье,ставшее популярным в России, вероятно, благодаря своей первоначальной редкости — суши. В Японии о нем не знают. Потому что там едят суси.
Правда, с горой Фудзи тоже вышел конфуз. Знаменитой Фудзиямы не существует. Есть почитаемая национальная святыня - Фудзи-сан. Что японцу «яма», то русскому — «гора». Вот с легкой руки безвестного переводчика и произошел обратный перевод на русско-японский: гора Фудзи - Фудзияма. Поистине — горе от ума!
Но это уже другая история...

Боевики во многом оказывают истинному искусству медвежью услугу. С одной стороны, они подогревают вокруг него ажиотаж и являются привлекательной рекламой, однако, увы, в них часто стирается разница между столь отличными друг от друга боевыми системами. За примером далеко ходить не нужно. Кто из вас сегодня в состоянии провести черту между ниндзя и самураем? Зачастую их образы рисуются как вариации одного и того же искусства и, что совершенно неприемлемо, философии. Хуже того, ниндзя подчас рисуется благородным «суперсамураем», а это представление не имеет ничего общеего с исторической традицией. Самураи были своего рода столпами общественного миропорядка феодальной Японии, тогда как ниндзя, специалистов по обману, маскировке, отравлениям и прочим подлым уловкам, фактически не считали за людей. Это и понятно, поскольку самураи жили по законам чести, которые почитались ими превыше жизни. Ниндзя ни о каких моральных ограничениях не знали и знать не хотели, не останавливаясь ни перед чем в своем стремлении к поставленной (и хорошо оплаченной) цели. Кроме того, самурай обычно мог продемонстрировать свое мастерство в различных искусствах, начиная с чайной церемонии и заканчивая литературой. Ниндзя несли лишь смерть и ничуть не переживали, если она выходила жестокой, грубой и безыскусной*. Я нисколько не хочу принижать достоинства тех или иных учителей, обучающих технике ниндзюцу. Она представляет собой часть японской культуры и уже в силу этого обстоятельства имеет право на существование. Однако, на мой взгляд, интересующиеся боевыми искусствами ДОЛЖНЫ понимать, что самураи и ниндзя были не только чуждыми по своей природе, но и оказывались обычно по разные стороны баррикад в принципе, как в социальном плане, так и в морально-философском.

 


*Мы не согласны с Кири Мицумоно только в том, что у ниндзя это было безыскусно – разные условия жизни самураев и ниндзя обусловили разный подход к одинаковым вещам.

 

Глава 6
САХО ТО РЭЙХО

ПОДГОТОВКА И ЭТИКЕТ

Суть этикета заключается в том,
чтобы быть быстрым в начале и в
конце и безмятежыым в середине.
Цунэтомо Ямамото

Подготовка (сахо) и этикет (рэйхо) в искусстве иайдзюцу почти неразделимы, поскольку невозможно точно определить, где заканчивается первое и начинается второе. Считается, что формальный этикет пришел в иайдзюцу из раздела сэйдза вадза школы Омори-рю благодаря усилиям Хаяси Рокудаю в ХVII веке. В этой главе он рассматривается в той последовательности, в какой принято готовиться к выполнению иайдзюцу вадза.
Ритуал иайдзюцу начинается еще до того, как вы вошли в додзо. Даже облачение в хакама не только преображаст ученика внешне, но и предполагает изменение в состоянии сознания. Заканчивая завязывать передний узел хакама, вы уже отбросили все заботы повседненвой жизни и концентрируетесь исключительно на предстоящем занятии. Когда вы, одетый под стать самураю, берете меч, считайте, что тренировка уже началась и вы выполняете первые формальности иайдзюцу.




Кэйкоги — Одежда

 
Одежда занимающегося иайдзюцу состоит из верхней куртки (монцуки), пояса (оби) и широких брюк-юбки (хакама). Носить таби - носки с отделением для большого пальца — официально имеют право лишь мастера выше восьмого дана.

Монцуки специально для иайдзюцу продается крайне редко, поэтому лучше всею покупать куртку, предназначенную для занятий кэндо. Монцуки должна быть из хлопка. Цвет обычно черный или тёмно-синий. В некоторых школах цвет зависит от времени года: зимой — черное, летом — белое.. В стиле Синдэн-рю используют монцуки (как и хакама) белого цвета.

Хакама являесая частью традиционной одежды самурая. Изначально она предназначалась для защиты ног всадника от веток и т. п. Нечто подобное применяли и ковбои на диком Западе, однако у них покрытием служила кожа животных. Из-за дороговизны кожи в Японии хакама шилась из плотной ткани. Хотя реставрации Мэйдзи класс самураев был упразднен, им удалось оставить за собой право носить хакама. Передвигаясь теперь главным образом пешком, они все же отличались от простолюдинов. В поедянках хакама тоже давала им преимущество, поскольку надежяо скрывала движения ног. Выбирать хокама следует длиной до щиколоток, в противном случае она будет пугаться в ногах. Обратите внимание, что у традиционной хакама семь складок - две сзади и пять впереди. Как и все в Японии, каждая из них имеет свое значение; задние — тюги (верность) и мэё (репутация), передние — юки (доблесть), дзин (милосердие), ги (справедливость), рэй (вежливость) и макошо (искренность).

Пояс оби крайне важен, поскольку именно он поддерживает меч, точнее, ножны. За неимением лучшего можно использовать белый пояс для занятий дзюдо, хотя обычно он оказывается слишком плотным и узким. При возможности лучше сшить пояс из хлопка самому. В идеале он должен иметь порядка 10 см в ширину и 3,5 м в длину.

Облачение в кэйкоги перед занятием происходит следующим образом. Сначала надевается монцуки, которая подпоясывается оби таким образом, чтобы узел оказался на спине. Для этого сначала один конец оби кладется на левый бок на уровне пояса, а другой оборачивается вокруг талии слева направо два или более раз. Если после оборотов правый конец по-прежнему слишком длинен, можно свернуть его пополам. Затем он просовывается снизу вверх под все слои оби. Свободный левый конец переводится направо, накрывается сверху и оборачивается вокруг правым. Осталось лишь просунуть правый конец в образовавшуюся петлю и затянуть узел. Теперь, вращая оби слева направо, переведите узел на середину спины.

Что касается хакамы, то наиболее практичным из существующих способов ее одевания мне представляется следующий. Сначала на груди временно завязываются идущие сзади тесемки. Затем оборачиваются вокруг пояса и завязываются на спине передние тесемки, причем та, что идет слева, должна быть сверху. На спине они проходят под задником (косиита) и таким образом плотнее удерживают его во время занятий. Задние тесемки завязываются впереди в последнюю очередь. Свободные концы либо завязываются в аккуратный бантик, либо затыкаются под тесемки.

 

 

Тейто — ношение меча в руке

 

Обычно первая реакция новичков-европейцев — нервозность и даже раздражение. Им кажется, что иайдзюцу пронизано ритуалами настолько, что строго контролируется малейшая деталь, вплоть до такой незатейливой на первый взгляд задачи, как ношение меча. Не спешите критиковать и возмущаться. Подумайте лучше о том, что поскольку в иайдзюцу схватка выигрывается (или проигрывается) во мгновение ока, каждая деталь означает для самурая разницу между жизнью и смертью.

1. Когда вы стоите или идете до или после выполнения упражнения, меч обычно держится в левой руке у левого бедра, как показано на рис. 1 (вид спереди) и 2 (вид сбоку).

2. Обратите внимание (рис.1), что меч слегка повернут вдоль своей оси наружу (на 100-150), благодаря чему кисть руки находится в естественном положении.

3. Как показано на рисунке 2,  рукоятка (цука) находится несколько выше острия ножен (кодзири), что препятствует случайному выпадению меча из ножен.
4. Чтобы быть уверенным в том, что меч находится в ножнах, особенно при ходьбе, крайне важно придерживать гарду (цуба) большим пальцем.

5. Что касается положения тела, то оно должно быть прямым, но не напряженным. Плечи расслаблены. Голова держится ровно, но подбородок при этом не опущен.
6.  Левая рука, держащая ножны (сая) под цуба, лежит на левом бедре. Локоть при этом прижат. Правая рука свободно опущена вдоль тела, пальцы собраны в кулак, но не напряжены.

7. Шнур (сагэо) зажат между указательным и средним паяьцами левой руки, чтобы при движении случайно не задеть какой-нибудь постороннии предмет. Использование указательного и среднего пальцев позволяет одновременно держать ножны и придерживать цуба большим пальцем.
Таким образом держится меч при входе в додзо перед началом тренировки.

 

Хайрэй – Поклон додзо и основателю

 

Входя в додзо, ученик должен немедленно продемонстрировать поклоном свое уважение к месту предстоящей тренировки, а также к основателю или гранд-мастеру школы (обычно представленному портретом на стене). Этот поклон, называемый хайрэй (то есть «поклон уважения»), производится в направлении вышеозначенного портрета. Если по той или иной причине портрет в вашем додзо отсутствует, поклон следует выполнить лицом к соответствующему символу, будь то иероглиф названия школы, эмблема, флаг (то, что принято называть собирательным дзосэки), святыня (камидза или синдза) и т. п.

1 . Хайрэй начинается из положения стоя, меч при этом держится с левого  бока, как показано на рис. 3.
2. Меч перекладывается из левой руки в правую таким образом. что цука как бы огибает тело и в окончательном положении оказывается смотрящей назад (рис 4).  Во время перекладывания необходимо уделять особое внимание положению сагэо, чтобы шнуры, по-прежнему сложенные в петлю, прижимались к сая правой ладонью и тем самым облегчалось возвращение их в исходное положение  в левую руку после поклона.

4. Обратите внимание на направление изгиба сая на фотографиях. В правильном положении для хайрэй острая кромка лезвия смотрит вниз, то есть наоборот, если сравнивать с правильным положением меча при его ношении. Кроме того, цука оказывается расположенной за правой кистью. Согласитесь, при подобном хвате сколько-нибудь быстрое извлечение меча становится невозможным. Именно таким образом вы демонстрируете свое доверие и уважение к окружающим.

5. Как видно на рис. 5, поклон происходит только в бедрах. Спина, шея и голова остаются прямыми. Не следует поднимать подбородок, чтобы посмотреть вперед. Весь торс сохраняет прямую линию. Не следует также излишне опускать «очи долу»: взгляд опускается и поднимается вместе с поклоном, тогда как глаза сохраняют неподвижность.

6. Продолжительность поклона хайрэй произвольна. Она отражает искренность уважения ученика и неотделима от всех остальных элементов. Даже долгий поклон при расхлябанной позе будет восприниматься как невежливость.

 

Сирэй - Поклон учителю

Перед началом занятия все ученики сидят в ряд перед учителем в положении сэйдза (о том, как правильно садиться к сэйдза, речь пойдет в следующей главе). Мечи лежат справа, как показано на рис.6.

1. Спина прямая, руки и плечи расслаблены. Голова смотрит прямо, однако подбородок при этом не опущен. Ладони в естественном положении покоятся на бедрах.

2. На рис. 6 видно, что острая кромка лезвия обращена к ученику. В этом положении меч трудно извлечь быстро, что подчеркивает уважение ученика и его доверие к учителю. Вариант: в некоторых школах на этот нюанс не обращают внимания, так что можно видеть, как меч кладётся лезвием от себя.

3. Сагэо аккуратно лежат вдоль сая и сложены пополам таким образом, что оба кончика расположены рядом с куриката, к которой привязаны.

4. Учитель отдает команду «Рэй!», и ученики кланяются в его сторону.

5. Чтобы произвести поклон из положения сэйдза, сначала опустите на пол левую ладонь с отведенным в сторону большим пальцем. Кончики большого и указательного пальцев должны располагаться на одной линии, проходящей строго между коленями. Затем «зеркальным» образом кладется правая ладонь. Кончики больших и указательных палъцев обеих рук соприкасаются, образуя треугольник.

6. Поклон начинается с пояса. Спина и голова сохраняют прямую линию. При поклоне в сэйдза не следует поднимать бедра.
7. Лоб не соприкасается с полом, но остается примерно в 10 сантиметрах. Нос оказывается над треугольником, образованным пальцами. Локти касаются пола.
8. Чем дольше поклон, тем больше уважения выказьивает ученик своему учителю. Хорошим тоном считается дождаться ответного поклона учителя и лишь затем выпрямиться.

9. Выпрямление происходит в обратной последовательности. Старайтесь держать спину и голову попрежнему прямо. Сначала от пола отрывается правая ладонь, затем - левая. Таким образом, вы снова возвращаетесь в положение, изображенное на рис.6.

    Обратите внимание на то, что правая ладонь проводит на полу значительно меньше времени, чем левая. Это объясняется тем, что по традиции правая рука всегда держится наготове на случай опасности. Бдительность необходимо сохранять всегда, тем более во время поклона, когда обычно меньше всего ожидаешь подвоха.

 

Торэй - Поклон мечу


После поклона учителю наступае очередь выразить уважение своему мечу. Между мечом и жизнью самурая всегда ставился знак равенства. Почет, который самурай оказывал мечу, был, однако, глубже, чем просто дань уважения - многие воины давали своим мечам имена и обращались с ними как с одушевлёнными предметами.

   Уважение самурая к своему оружию симнолизирует торэй («поклон мечу»). Поскольку торэй, как правило, выполняется сразу же после сирэй в начале занятия или непосредственно перед сирэй, после тренировки, обычно сирэй начинается из положения, изображенного на рис. 7.

1. Торэй начинается с того, что вы подбираете сагэо, зажимая шнур между средним и безымянным пальцами правой руки, и поднимаете меч, придерживая цуба указательным пальцем. Осторожно уприте кодзири в пол на некотором расстоянии от правого колена, как показано на рис.8. При этом сая отклонена рукояткой в вашу сторону под углом примерно 450. Вариант: меч поднимается правой рукой. При этом на цуба кладётся большой палец. Левая рука сразу же подхватывает меч в районе кодзири еще в воздухе.
2. Из этого положения аккурано положите меч перед собой, как показано на рис.9. Расстояние от колена до меча  примерно равно расстоянию от локтя до кисти.
3. Цуба должна располагаться напротив левого колена, а острая кромка меча обращена к вам, что видно по изгибу сая. Вариант: меч кладется цуба к правому колену. Острая кромка смотрит от вас.
4.
Аккуратно уложите сагэо вдоль внешнего края сая так, чтобы шнур занимал
две трети длины меча, загибался в обратную сторону возле кодзири и пересекал сая, как показано на рис.10. Таким образом, концы сагзо будет легче подобрать вместе с мечом после поклона. Вариант: сагэо укладывается на пол вдоль сая, а кончики загибаются, чтобы не выступать за кодзири.
5. Уложив сагэо, выпрямите спину, руки положите на бедра, смотрите вперед, как на рис. 11.
6. Торэй выполняется почти так же, как сирэй. Разница лишь в том, что перед тем, как двигать руками, посмотрите на меч, потом положите левую ладонь на пол
перед мечом, напротив положите правую и поклонитесь от пояса, как на рис.12.
7. Длительность поклона опять-таки определяется степенью вашего уважения к мечу.
8. Выпрямляясь после торэй в положение, изображенное на рис.11, смотрите вперед.
  Довольно распространен поклон торэй из положения стоя. Обычно он используется перед непосредственным переходом к занятию или при переходе от тренировки с мечом к тренировке с бокэном или дзё.
1. Торэй стоя начинается из положения «смирнох - ступни вместе, туловище прямое. Сагэо удерживается между средним и безымянным пальцами правой руки, а указательный палец придерживает цуба, чтобы меч случайно не выскользнул из
сая.
2. Поднимите меч на уровень плеч так, чтобы он покоился на повернутых вверх ладонях обеих рук. Как показано на рис.13, левая ладонь находится рядом с кодзири, взгляд направлен на меч.
3. Из этого положения поклонитесь от пояса, сохраняя прямыми спину и шею, до тех пор, пока лоб не окажется на уровне меча, как по казано на рис.14.
4. Как и раньше, продолжительность поклона и обращение с мечом свидетельствуют о вашем к нему уважении. К поклонам следует относиться не как к обременительной обязанности, но как к возможности выказать сердечную и искреннюю признательность.


Тайто - Ношение меча за поясом

 

С одной стороны, окончание торэй и вставление меча за пояс для перехода к практическим занятиям символизируют границу между рэйхо (этикетом) и сахо (подготовкой). Однако подобающий этикет является важной частью подготовки. В иайдаюцу, как и в любом настоящем боевом искусстве, «рэй ни хадзимари, рэй ни овару» («все начинается и заканчивается уважением»). Таким образом, как уважение составляет неотделимую часть подготовки, так и подготовка считастся частью уважения. Разница между рэйхо и сахо существует, скорее, для учебных целей, тогда как в реальности они - единое целое.

1 . После завершения торєй из положения сэйдза, возьмите правой рукой сагєо между средним и безымянным пальцами (рис.15) и подведите руку вдоль сая к цуба (рис.16). Подхватите сая, придерживая цуба указательным пальцем. Вариант: развернутая вверх правая ладонь ложится под цуба. Цуба придерживается большим пальцём. Шнур сагэо зажат между указательным и средним пальцами.

2. Поднимите меч и поставьте его вергикально на кодзири между коленями, как показано на рис. 17. Изгиб сая, указывающий на острый край лезвия, должен быть обращен в вашу сторону. Вариант: левая рука, повёрнутая ладонью вниз, подхватывает сая возле кодзири и сразу подводит к левому бедру.

3. Продолжая смотреть вперед, достаньте кончиками пальцев левой руки до сая на расстоянии примерно одной трети от  кодзири до цуба (рис.18) и проведите ими вдоль сая до пола.

4. Приподнимите кодзири от пола левой рукой и неспешно подведите к левому бедру. Цука при этом отклоняется вперед.

5. Как только кодзири достала до бедра, вставьте сая за пояс (рис.19). Правильно вставлять нужно не на самом боку, а сбоку, причем не между поясом и иайдоги, а под первый оборот, то есть между оборотом к телу и последующими.

6. Вставляя сая за пояс, старайтесь не крутить цуба. Допустимо двигать левой рукой, вставляющей кодзири под оби, тогда как правая рука должна оставаться максимально неподвижной.

7. Как только левая рука справилась с задачей, обеими руками протолкните меч дальше. Меч вставляется острой кромкой лезвия вверх параллельно полу.

8. Меч считается полностью вставленным, когда цуба расположена строго напротив центра живота, как показано на рис.20. Переложите сагэо из правой руки в левую и положите поверх сая в том месте, где сая выходит из-по оби у левого бедра.
Иногда сагэо так и оставляют, иногда оборачивают вокруг сая и просовывают сверху вниз под тесемки хакама. Вариант: Сагэо произвольно подвязывается правой рукой на правом боку к тесемкам хакама.

9. Когда меч полностью вставлен за пояс, опустите ладони на бедра, как показано на рис. 20.

Теперь вы готовы к занятию иайдзюцу.

Но сначала еще одно попутное замечание. Положение меча за поясом с левой стороны и все техники, речь о которых пойдет дальше, рассчитаны на то, что вы правша. Могут возникнуть резонныее вопросы: «А что делать, если я левша?», «Можно ли заправить сая под пояс на правом боку, а меч выхватывать левой?», «Неужели все японцы правши?» и т. п.

Попробую объяснить коротко.

Да, только 7% современных японцев левши от рождения. Но и им приходится переучиваться. Причина тому весьма веская – иероглифы. Правильно и красиво писать их левой рукой не получается физически. А правильность и красота письма по сей день считаются в Японии показателем интеллигентности человека. Это во-первых. Если же заглянуть в историю, то причина левостороннего положения меча оказывается еще более прозаичной и весомой. Одним из способов завязать ссору в феодальной Японии было задеть меч самурая. Даже случайная неосторожность могла обернуться немедленной дуэлью. А теперь представьте, насколько вырастает вероятность задеть своим мечом меч прохожего, привыкшего к традиционно левостороннему движению, если все носят оружие на левом боку, а вы на правом. Невольно призадумаешься, не стоит ли раз и навсегда переучиться и даже в этом отношении, быть как все?


Тати рэй - Поклон стоя

 

pict1.jpgПри менее формальных обстоятельствах, к примеру, когда происходит смена партнера, производится и поклон стоя (тати рэй), характеризующийся рациональностью. Меч держится у бедра, как в тэйто. Поклон производится от бедер, как на рис.21, спина и шея пря

Создать бесплатный сайт с uCoz