Пояса Джиу-Джитсу

6 кю - желтый пояс
5 кю - оранжевый пояс
4 кю - зеленый пояс

3 кю - красный пояс
2 кю - синий пояс
1 кю - коричневый пояс
1 дан - черный пояс


 

основатель Джиу-джитсу

Такеноучи Хисамори

1532 год  г. Сакусикияма

 ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ ДЖИУ-ДЖИТСУ 

Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении ("когусоку"), близкую к технике современного Джиу-джитсу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. В июне 1532 г., как гласит легенда, Такэноути явился во сне горный монах-отшельник и продемонстрировал пять способов захвата и удержания врага с помощью болевых приёмов. Тот же монах объяснил спящему самураю преимущества лёгкого вооружения перед тяжёлым в плане подвижности и манёвренности. С достопамятной ночи и ведёт своё происхождение ныне здравствующая школа дзю - дзюцу - Такэноути-рю.
Вообще японские системы рукопашного боя в течении веков не раз меняли названия и фигурировали в исторических памятниках и документах как явара, ва-дзюцу, тайдзюцу, тотирэ, коси-но мавари, хакуда, сюбаку, кумиути и пр.
Когусоку в тот период не вытеснило ёрои-кумиути, поскольку самураи высших рангов по-прежнему носили тяжелые доспехи, способные защитить даже от мушкетной пули. В результате многие школы бу-дзюцу ввели в свою программу оба этих вида рукопашного боя. Примером такой системы является известная школа Ягю Синган-рю, где четко разграничивается уровень асигару - когусоку, и уровень буси - ёрои-кумиути, а кроме того имеется еще и дзю - дзюцу - то есть искусство ведения боя без оружия (или с малыми подручными видами оружия) и без доспехов, но это уже следующий этап эволюции японской борьбы.
    Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-Бин, выдающийся мастер "циньна" (или "шинь-на"), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Ёситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы Джиу-джитсу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю. В конце XVI и в первой половине XVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы Джиу-джитсу возникали одна за другой. К 1650 году их насчитывалось более 100. Наиболее крупными среди них, помимо названных, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Ёсин-рю, Мусо-рю, Рёи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и многие другие. К концу XVII столетия насчитывалось 725 стилей, каждый из которых имел свои особенности. Более чем 300 лет джиу-джитсу культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения.
Специфическое оружие, манеры, стили, техники использования в сражении предполагали создание центров подготовки, где признанный специалист обучал определенное число воинов конкретному оружию, стратегии его использования. Школа (рю) - ставила основной целью передачу систематических знаний по специальностям боевых искусств, используя наставников-специалистов. название каждой школы (рю) отождествлялось:

*

с фамилией его основателя или изобретателя определенного стиля, которому обучали в данной школе;
* с названием клана от которого получено официальное разрешение на функционирование;
* с вымышленными наименованиями, данными определенным стратегиям и техникам;
* с эзотерическими принципами боя, характерными для данной системы преподавания.

Каждая школа (рю) практиковала несколько специализаций, но стали известны в первую очередь:
Айсу-Куге владение мечом
Араки владение цепями
Дайто ближний бой
Джуки ближний бой
Джукишин ближний бой
Иссин владение цепями
Итто владение мечом
Йосин ближний бой
Каджима стрельба из лука
Канкай плавание
Карма ближний бой
Катори-синто владение мечом
Кито ближний бой
Кобо плавание
Кото-еири владение мечом
Кукисин владение посохом
Кусин ближний бой
Кьюсин ближний бой
Масаки владение цепями
Миура ближний бой
Мукаи плавание
Мусо-джукиден-ейсин владение мечом
Мусо-синден владение мечом
Нен владение мечом
Нито ближний бой
Нихон стрельба из лука
Ничиоку стрельба из лука
Омори владение мечом
Сасанума плавание
Секигути ближний бой
Сибукава ближний бой
Синден плавание
Синдо-мусо владение посохом
Синкаге владение мечом и копьем
Син-но-синдо ближний бой
Синто владение мечом
Сокен стрельба из лука
Сосуиситсу ближний бой
Суифу плавание
Такеда плавание
Такеноути ближний бой
Тамийа владение мечом
Тендо владение копьем
Тенсин-синье ближний бой
Тенсин-соден-катори-синто владение мечом и копьем
Тода владение цепями
Хакутсу ближний бой
Хасегава владение мечом
Хиоки стрельба из лука
Хоки владение мечом
Хозо-ин владение копьем
Ягю владение мечом
Ягю-синган ближний бой
Яманоучи плавание

 

 

Такеноучи рю кобудо.

 

Такеноучи рю (или Такеучи рю) считается одной из самых старых школ дзю-дзюцу, сохранившихся до нашего времени. Считается, что она была создана мастером Такеноути Накацукасадаю Хисамори, прямым потомком линии Минамото 24-го июня 1532 г. Фамильный замок семьи был потерян в результате военной кампании Укита Иэнао, генерала под предводительством Тойотоми Хидеёси. Согласно легенде, уйдя в горы, Такеноути сформировал свою Школу, изучая боевое искусство у некого «призрачного воина», который появлялся ночью в святыне, где он тренировался. В Такеноучи Кейшо Кого Дэн сказано, что мастер тренировался недалеко от синтоистского святилища Санномия (возможно, посвященного Хатиману Оками – покровителю Минамото). Он занимался без отдыха 6 дней и ночей с 72-х сантиметровым деревянным мечом (довольно большим, для невысокого роста мастера), после чего уснул от усталости, положив голову на боккен. Мастера разбудил некто беловолосый и с огромной бородой, настолько страшного вида, что Такеноучи решил, что это видение самого бога Атэго. Будущий основатель Школы попытался вступить в схватку, но был быстро побежден. Горный священник, которым оказался незнакомец, сказал ему: «В тот момент, когда вы встречаете врага - жизнь и смерть предрешены. Именно это называют военной стратегией». Затем, он сообщил, что длинное оружие далеко не всегда бывает предпочтительным и сломал бокен на две части, сделав из него макеты двух кинжалов. По рекомендации нового наставника, Хисамори заложил их себе за пояс и стал изучать методы использования короткого оружия, назвав их «когусоку» или «коши но мавари». Также, учитель обучил его приемам связывания с использованием виноградной лозы. Основой обучения под руководством этого ямабуси были Шиндэн Торитэ Гоккадзё – пять способов быстрого поражения противника. Эти методы существуют в Школе и поныне. После обучения, священник волшебным образом исчез, по легенде, во время вспышки света.

В возрасте 64-х лет, основатель передал Школу своему второму сыну Такеноучи Хитачиносуке Хисакацу, котрый в свою очередь обогатил её новыми методами боя. Многие считают Такеноучи рю основой Будзюцу всей Западной части страны.

Линия преемственности Такеноучи рю не прерывалась и до сих пор полностью прослеживаема. Школа была разделена на три ветви, существующие до наших дней: Соке, Содэн-ке и Бичу-дэн (или Бичу Шихан-ке). Разделение на линии Соке и Содэн-ке произошло после 8-го носителя традиции, мастера Такеноучи Тоичиро Хисаёши. Школу унаследовали члены семьи Такеноучи. Известно, что первый наследник линии Соке, мастер Гэмонта Икеучи не был членом семьи, но перед получением Школы он был принят в неё и также взял фамилию Такеноучи. Линия содэнке пошла от члена семьи Такеноучи по имени Тодзюро Хисатанэ.

Второй руководитель Школы передал её Такеноучи Каганосукэ Хисайоши, прославившемуся своими поединками с превосходящими силой противниками. От него пошла линия Бичу-дэн или Бичу Шихан-ке, переданная Такеноучи Сэйдайю Масацугу, получившего мэнкё кайдэн и уехавшего в район Бичу (Окаяма). По диалекту этой провинции, Такеноучи читалось, как Такеучи. Программа этого направления включает программу линий Соке и Содэнке, плюс еще несколько разделов техники, заимствованных из практикующихся в Окаяме боевых искусств. Не так давно, на общем собрании мастеров всех версий Школы, было отмечено, что основная программа всех версий почти неизменна и практически одинакова. 16-м главным мастером линии Бичу-дэн стал Оно Йотаро сэнсэй, великолепный мастер боевых искусств, а также наситель традиции игры на флете «сякухачи», носитель графского титула «махито» и известный мастер дизайна японских садов, обучающий этому искусству в Киото Зокей Гэйдзюцу Университете.

В основной линии, Школа была передана Такеноучи Тоичиро Хисацугу, затем Такеноучи Тоичиро Хисамаса, потом Такеноучи Тоичиро Хисашиге, Такеноучи Тоичиро Хисатака и наконец к 8-му главе школы Такеноучи Тоичиро Хисаёши, который разделил её на две линии. Одна линия перешла к принявшему семейную фамилию Такеноучи Гамонта Хисаери, а главой другой линии, как было написано выше, стал Такеноучи Тодзиро Хисатанэ. После Гамонта Хисаери, школой руководили члены Такеноучи: Тоичиро Хисао, Тоичиро Хисанори, Тоичиро Хисацугу, Тоичиро Хисанори и 14-й мастер Тоичиро Хисамунэ. В линии содэнке, традицию унаследовали Тодзюро Хисатанэ, Тодзюро Хисамори, Тодзюро Хисамицу, Тодзюро Хисахиро и 13-й глава линии Тодзюро Хисатаке.

Такеноучи рю – комплексная система боевого искусств, включающая в себя множество разделов: методы боя в доспехах «йорой кумиучи» и без них «дзю-дзюцу», технику боя шестом «бо-дзюцу» и алебардой «нагината-дзюцу», фехтование на мечах «кэн-дзюцу» и «иай-дзюцу» и на ножах «танто-дзюцу», приемы связывания «ходзё-дзюцу» и методы использования боевого веера «тэссэн-дзюцу» и многое другое. Некоторые версии Школы также включают в себя приёмы с короткой палкой «танбо-дзюцу». Дзю-дзюцу этой Школы очень разнообразно и имеет широкий арсенал действий. Оно плотно связано с методами захвата и связывания, а также с использованием короткого оружия. Есть также совершенно нехарактерные предметы, используемые в Школе в качестве оружия, например зонтик или крышка горшка для варки пищи. Также обучают метанию шурикена, использованию кусари (цепи), дзиттэ (жезла) и кусари-гамы (серпа на цепи). Документально, эта самая старая Школа, использующая в программе обучения рокусякубо – 180-ти сантиметровый шест. Бичу-дэн также использует методы, называемые «торитэ», «хадэ» и «комидарэ».

Считается, что эта Школа имеет один из самых больших арсеналов технических действий в японских будзюцу. Сегодня он насчитывает более 500 способов боя. Базовый тренинг Школы начинается с 11 методов когусоку и техники бо-дзюцу или кемпо. Считается, что бо-дзюцу играет большую роль в развитии всей дальнейшей техники Школы, развивает и укрепляет ученика. Также, достаточно быстро, в программу обучения вводится раздел иай-дзюцу. Затем, постепенно водятся методы боя другими видами оружия и 8 приемов Тоши Хадэ, представляющих собой удары в жизненно-важные точки «кюсё», рассчитанные на поражение противника в доспехе. Затем изучаются разделы торитэ (методы захвата, задержания и ареста, обычно на ходу), заай, кумиучи и комидарэ. Школа Такеучи рю развита согласно традиции Сю-Ха-Ри, и имеет три основные формы выполнения техники, от формальной, к более и более гладкой. Большой акцент Школа делает на методы срыва дистанции и входа, особенно важного в случае, если противник вооружен.

Известно, что в конце 19-го века, несколько шиханов Школы успешно выступили против представителей Кодокан Дзюдо. Считается, что победу принесли методы ката из раздела кумиучи, присущие линии Бичу-дэн. Это техники борьбы лежа, использующие удушения и болевые приемы, которые были бы запрещенными в наше время в спортивной борьбе по правилам дзюдо.

Такеноучи рю оказало огромное влияние на целый ряд Школ традиционного японского боевого искусства, в частности на Такаги рю дзю-дзюцу, второй глава которой проиграл в схватке пожилому мастеру Такеноучи и стал его учеником, получив полную передачу. Официальные поединки были проведены в замке Цуяма в области Мимасака при лорде Мори, о чем говорит история обеих школ.

Мастер Такеучи Хисаёши, третий глава Школы в это время ездил по стране, проводя свое «муся сюго». По описаниям, он был маленького роста и абсолютно не мускулистым. Несмотря на существенную разницу в размерах и силе, юный Такаги, о котором говорили, что он вбивал монеты в дерево ударами кулака и был огромного роста (примерно 185 см, что для средневековой Японии считалось редкостью), дважды был повержен и взят на контроль. Описания говорят, что Такаги обхватил Такеучи обеими руками и попытался провести какой-то прием, однако, в момент изменения захвата, Такеучи выскользнул, ударил кулаком в пах и, захватив, опрокинул Такаги. Это был нокдаун и, пока Такаги пришел в себя, он был уже частично связан. Однако, будучи очень сильным, он порвал веревку и попытался вырваться. Тогда Такеучи, выхватил свой короткий меч и прижал его к шее Такаги. Повторный поединок был подобным, после чего, схватка была остановлена лордом Мори и Такаги попросился в ученики к Такеучи.

 

 

 

Джиу-джитсу для чёрных поясов
http://www.videopager.ru/video/dY20I9FMUNY&feature=youtube_gdata

 


Распространение Джиу-Джитсу
Европейцы и американцы впервые познакомились с джиу-джитсу уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире джиу- джитсу получило только с 50-х годов. В настоящее время число приверженцев джиу-джитсу достаточно велико. Это сотни тысяч людей на всех континентах, объединенных в Международную федерацию Будо, Всемирную федерацию дзю-дзюцу, Международный Союз Боевых Искусств, две Международные федерации нин-дзюцу.В современном джиу- джитсу существуют 3 направления:
1) системы, созданные по заказу специальных групп и общественных организаций;
2) системы, являющиеся продолжением традиций, но модернизированные с целью приспособления к современным условиям;
3) системы, являющиеся творением оригинальной творческой личности. Общей чертой почти всех вышеуказанных направлений является стремление к использованию приемов других видов боевых искусств.
Особый интерес к джиу-джитсу проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника современного джиу-джитсу на 55—65% состоит из приемов, которые условно можно назвать “борцовскими” (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, подсечки, броски), а еще 35—45°% ее объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, джиу-джитсу — это техника комбинированного рукопашного боя. Данное определение тем более уместно потому, что в джиу-джитсу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, “классическими” его видами считаются “явара” (палочка длиной от 15 до 30,5 см), “дзё” (дубинка длиной примерно в один метр) и “бо” (шест длиной в 2—2,5 метра), а также “вэй” (веревка или пояс) и “танто” (обычный нож).Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы джиу-джитсу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование “военного” оружия — штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д. Ведущую роль в современном джиу-джитсу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5—6 крупных (самая большая — Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 20 лет в разных странах (в США, Франции, странах СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное джиу-джитсу. Надо отметить, что уставы международных организаций джиу-джитсу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны. Можно сказать поэтому, что техника джиу-джитсу включает в себя все известные приемы боя. Различия между школами заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на болевые приемы, другие — на броски через бедро или корпус, третьи — на тычковые или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее “основной” техники, изучают и другие способы самозащиты. Объединяет различные школы джиу-джитсу — то, что джиу-джитсу по своей сути не может быть спортом, и то, что в нем всегда на первом месте стоит так называемый метод “уступчивости, ложной податливости.

История Джиу-Джитсу в России

История развития Джиу-Джитсу в дореволюционный период
Часть 1

В настоящее время достаточно мало людей знают, как система занятий Дзю-дзюцу повлияла на развитие рукопашного боя в России как для армии и полиции, так и для гражданского населения.

Никто из исследователей не может сказать, с чьим именем связано, и когда появилось Дзю-дзюцу в России. В этом отношении существуют различные версии, но большинство из исследователей придерживаются того, что первые упоминания о Дзю-дзюцу появились в Санкт-Петербурге. Так в 1895 году в Петербургской газете «Новое Время» была помещена статья Лафкадио Херна - «Очерки неизвестной Японии». В ней автор познакомил русских читателей с достоинствами японской борьбы «ЮЮТСУ».

Однако, Виктор Афанасьевич Спиридонов и Василий Сергеевич Ощепков (очень известные и авторитетные специалисты в области боевых искусств того времени) считали, что преподавание Дзю-дзюцу началось в России в 1902 году, то есть на семь лет позже вышеуказанного.

В период с 1905 по 1907 годы в России создаются различные спортивные объединения, как правило, на общественных началах, где пытаются преподать Дзю-дзюцу. Население дореволюционной России начинало свое знакомство с Дзю-дзюцу по различным книгам - «самоучителям». Это связано с тем, что в это время отмечается нехватка компетентных специалистов - учителей, преподавателей Дзю-дзюцу. Для преподавания они должны были приехать либо из Японии, либо из Европы.

Преподавательский состав того времени представляли «тренера самоучки», которые не имели ни достаточного уровня владения техническими приемами Дзю-дзюцу, ни достаточного уровня знаний (не владели методикой преподавания). Таким образом, их тренировки не гарантировали знаний.

Есть недоказанные сведения, что на Дальнем Востоке были учителя, которые обучали русских учеников Дзю-дзюцу. На этот счет есть много сомнений, так как в это время только что закончилась Русско-Японская война.

 

 

Первая книга по Дзю-дзюцу вышла в России в 1905 году и имело достаточно длинное название - «Физическое воспитание Японцев….». Книга была переведена с английского языка и содержала 120 страниц. Работа опубликована книгоиздателем Иваном Дмитриевичем Сытиным в издательстве «Товарищество И.Д.Сытина».

В 1907 году достаточно известный киевский специалист по физическому воспитанию – А.К.Анохин (публиковавшийся под псевдонимом Б.Росс) издал книгу, содержащую 43 страницы – «Психофизиологическая гимнастика». В ней он описал три вида гимнастики:

● Система Мюллера.

● Система Б.Росса (А.К.Анохин – «Гимнастика для женщин»).

● Японская система упражнений Дзю-дзюцу (в переводе с немецкого).

В 1908 году другие издательства – например издательство «Сотрудник» (А.Ф.Сухов), «Основа» (А.Я.Озеров), издательство «Здоровье и Сила» (Ю.К.Гаупт) и др. начинают публиковать статьи о Дзю-дзюцу.

В это же время, в Москве появилось «Японское издательство Жиу-Житсу». Преимущество этого издательства перед остальными заключалось в том, что его директор преподавал Жиу-Житсу в Московской полиции.

В конце 1908 года вышла книга «Джю-джицу. Метод Японской атлетики» (она была переведена с французского языка). Авторами книги являлись Н.Гарман и И.Ханкок (в России он известен как Ганкок).

Также в 1908 году в журнале «Вестник Полиции» была опубликована статья полицейского капитана А.А.Дэмерта – «Жиу-житсу», позже в выпусках вестника он публикует учебные материалы.

Позже – 1909 году издательство «Типографiя» при Министерстве Внутренних Дел выпустило книгу – «33 боевых приема нападения, обороны и обезоруживания по Японской системе Жiу-житсу», под редакцией капитана Дэмерта.

 

нажми чтобы увеличить. открывается в новом окне нажми чтобы увеличить. открывается в новом окненажми чтобы увеличить. открывается в новом окне

 

В 1909 году в книжных магазинах России, появляются два разных перевода одной и той же книги, под редакцией одного из «пионеров» французского Дзю-дзюцу – Эмиля Андрэ.

Первый перевод книги назывался «Гигиена телесных упражнений и самообороны» в соавторстве с профессором Г.Блюнчли, под редакцией В.В.Битнера и в переводе Н.В.Горина. Книга вышла в издательстве «Вестник знания».

 

 

Вторая публикация книги Эмиля Андрэ вышла в Петербургском издательстве «Основа» (А.Я.Озеров), но под другим заголовком – «Искусство защищаться от уличных нападений», книга содержала 60 рисунков. Перевод с французского осуществил Ф.Н.Латернер.

В 1910 году в журнале «Русский Спорт» было помещено следующее объявление: - «В Москве открывается новая атлетическая арена, где будет преподаваться джиу-джитсу от господина Фрелихом, преподавателя Московской полиции». В конце этого года в этом журнале была помещена критическая статья о Японской борьбе «Джиу-джитсу».

В 1910 году литературно-художественный журнал «Нива» публикует статью «Новый способ самообороны». В статье были представлены техники Джиу-джитсу которыми могли пользоваться женщины.

Также в 1910 году издательство А.Я.Озерова «Основа» выпустило книгу Ирвинга Ханкока «Джиу-джитсу: Японская наука о здоровом человеке: Метод укрепления тела и атлетические приемы Японцев».

В.С.Ощепков вспоминал о ней так: «Джиу-джитсу стало известным в России благодаря именно этой книге, как система самозащиты. Некоторые техники были заимствованы из немецкой полиции и изучались в Санкт-Петербургской полицейской школе в 1902 году». Однако в то время, о котором говорит Ощепков существовало полицейское «Руководство», составленное И.А.Смирновым, служившим в Санкт-Петербургской полиции и в котором было описано 5 приемов полицейской самообороны.

В следующем – 1911 году, литературно-художественный журнал «Нива» публикует часть перевода книги А.Шерпильо «Джиу-джитсу для дам». Перевод с французского сделал уже упоминавшийся нами киевский специалист в области физического воспитания – А.К.Анохин.

В том же 1911 году в журнале «К спорту» опубликована статья, в которой дается оценка и описание различных видов самозащиты.

В 1911 году Московское издательство «Жиу-житсу» публикует в России 4-е издание книги – «Жiу-житсу. Полный общедоступный учебник физического развития и приемов самозащиты по известной Японской системе Жiу-житсу».

 

 

 

 

 

Автор книги Кара Ашикага, объем работы составил 238 страниц. Это издание было переведено с английского языка и содержало описание 100 приемов на 122-х иллюстрациях. Для того времени цена книги была достаточно большой – 6 рублей 50 копеек.

В период с 1912 по 1913 дискуссии о Джиу-джитсу продолжаются на страницах различных журналов (например, в журнале «К спорту»), однако обсуждаемой информации было очень мало.

Так в 1912 году в журнале «К спорту» была помещена фотография с аттестации по Джиу-джитсу, которая проходила в подразделении пограничных войск в Харбине (на восточно-китайской железной дороге).

 

 

Позже в Петербургском журнале «Новый мир» публикуется статья «Спорт Джиу-джитсу», а в журнале «Современная жизнь» выходит статья под заголовком «Джиу-джитсу». Статьи, посвященные Джиу-джитсу публикуются и в других периодических изданиях, например, «Журнале Народного просвещения», «Природа и люди» и др.

Джиу-джитсу достаточно сильно повлияло на Ивана Владимировича Лебедева. Его уважительно называли «профессор атлетики». Еще в юношеском возрасте он получил отличную физическую подготовку под руководством «отца» русской тяжелой атлетики – Владислава Францевича Краевского. Лебедев открыл собственный «Атлетический клуб», в котором занимались французской борьбой, тяжестями, французским боксом и Джиу-джитсу.

В 1915 году в Петрограде вышла книга И.В.Лебедева «Самооборона и арест». Она была издана в качестве официального полицейского руководства, по распоряжению Петроградского градоначальника генерал-майора, князя А.Н.Оболенского, редактором издания был его друг – генерал-майор В.Ф.Галле.

Через два года - после «Октябрьской революции» 1917 года, развитие Джиу-джитсу в России прекратилось. Это привело к гибели и безызвестности многих людей, которые занимались и развивали Японское боевое искусство Джиу-джитсу в царской России до революции.

 

 

При Советской власти Виктор Афанасьевич Спиридонов и еще несколько других энтузиастов будут преподавать самооборону на основе Джиу-джитсу. Им придется пройти заново тот путь, который проделали их предшественники.

 

 

 

История развития Джиу-Джитсу в послереволюционный период

Часть 2

 


Начнем с 1917 года. Достоверно известно, что личная охрана Ленина (красногвардейцы) владела джиу-джитсу и стрелковым оружием.

Отметим, что до революции, равно как до и после Первой мировой войны многие граждане России были обучены джиу-джитсу, французскому и английскому боксу, французской борьбе и т.п.

1920 год. В московской школе милиции В.А.Спиридонов начинает преподавать курсантам джиу-джитсу.

1923 год. Президиум верховного совета по физической культуре при ВЦИК разработал программу по физической подготовке красной армии. В ней ставилась задача обучить бойцов красной армии джиу-джитсу, боксу и борьбе.

1924 год. Вводится в действие руководство из девяти частей – «Физическая подготовка Рабоче-Крестьянской Красной Армии и допризывной молодежи».

 

1925 год. Выходит дополнение к девятому разделу вышеупомянутого руководства, под названием – «Способы защиты и нападения без оружия. Французская борьба, бокс и джиу-джитсу».

 

Дополнение сопровождалось 75 рисунками. Однако, составители этого дополнения неуказанны. Это обусловлено тем, что данное руководство (со всеми приложениями к нему) являлось официальным секретным документом Красной Армии.

 

В конце 1925 года появляется документальный фильм по джиу-джитсу, который был произведен зарубежом. Продолжительность фильма составила 1 час 45 минут (длина киноленты 415 метров).

1926 год. Всероссийское общество «Совкино» выпускает в прокат два фильма посвященные физической культуре:

● «Бокс» (длина киноленты 198 метров);

● «Защита и нападение» (длина киноленты 285 метров). Фильм включал в себя достаточно большое количество техник из джиу-джитсу.

Отметим, что оба фильма были разрешены Главным репертуарным комитетом Советского союза для просмотра любой аудиторией (а не только военнослужащим).

1927 год. Выходит книга В.А.Спиридонова предназначенная для сотрудников ОГПУ - «Руководство самозащиты без оружия по системе Джиу-джитсу». Она была официально одобрена Инспекцией по физической подготовке Красной Армии.


(эту книгу можно прочитать)

1927 год. Советская милиция попадает под опеку Пролетарского Спортивного Общества «Динамо», в котором продолжает развиваться система В.А.Спиридонова. Из воспоминаний А.М.Рубанчика: «В 1927 году я попал в физкультурную школу милиции Динамо, города Новочеркасска. В течении года работы я стремился пополнить свои знания в области джиу-джитсу, приобрести навыки владения техническими приемами джиу-джитсу».

1928 год. Выходит книга легендарного советского большевика А.И.Буценко под названием - «Самозащита без оружия (Джиу-джитсу) и ее применение в целях обороны рабочее-Крестьянской милиции УССР». Автор книги участвовал в 1 Мировой войне, был пленен. В плену он вел пропагандистскую революционную работу. Позже А.И.Буценко становится членом ЦК компартии Украины, где возглавляет Высший Совет по физической культуре Украинской ССР.

Однако, необходимо отметить что данная работа была «пиратским» переводом книги «Невидимое оружие (Джиу-джитсу)», вышедшей в Германии в 1926 году. Автором этой книги являлся известный немецкий «пионер» джиу-джитсу – Эрих Ран.

1928 год. Выходит книга И.Л.Солоневича «Самооборона и нападение без оружия. Элементарное руководство». Работа вышла с разрешения Научно-технического комитета при ВСФК, в издательстве НКВД РСФСР. Она опубликована в разделе «Библиотека работника милиции и угрозыска».

Редактором книги был один из руководителей работников милиции И.Ф.Кисилев. Он писал: - «И.Л.Солоневич в своей книге из серии книг изданных Отелом милиции по производственному просвещению делает первую попытку объединить бокс, борьбу, джиу-джитсу или вернее их отдельные приемы в их один комплекс, преследующий чисто практические цели и приспособленный к условиям милиции и розыскной службе…».

1928 год (осень). В Москве проводится Всесоюзная Олимпиада. Среди гостей была немецкая команда по джиу-джитсу, которая в парках Москвы делала показательные выступления по джиу-джитсу. Они проводились согласно предварительной программы олимпиады. На одном из таких выступлений был В.А.Спиридонов. Он пригласил немецкую команду на дружескую встречу с его учениками, тренировавшимися в «Динамо». На следующий день в зале спортивного общества «Динамо» проводились поединки между немецкой и российской командами. Примечательно, что немцы их проиграли!

1929 год (3 февраля). В Москве проводится Первый закрытый чемпионат по джиу-джитсу. Он проходил в зале Московского Пролетарского Спортивного общества «Динамо», который находился на «Цветном бульваре».

 

Несмотря на то, что чемпионат носил закрытый характер, на нем присутствовало достаточно большое количество зрителей (зал был переполнен). Первыми чемпионами по джиу-джитсу стали: А.Пронин, В.Харитонов, Д.Давыдов и П.Чертенко.

Свою систему В.А.Спиридонов назвал «Сам» (что означало самоооборона), затем она была переименована в «Самоз», озачавшее самозащита.

1930 год. В Москве в издательстве НКВД РСФСР выходит книга Н.Н.Ознобишина – «Искусство рукопашного боя», включавшая в себя 99 рисунков.

Работа носила собирательный характер и включала в себя техники из французского и английского бокса, французской и американской борьбы и джиу-джитсу.

Важную роль для развития самозащиты в России сыграл В.С.Ощепков (пионер русского дзю-до и самбо). О нем существует много документальной исторической информации позволяющей проследить гений этого человека.

Известно, что он изучал дзю-до в Кодокан институте в Токио (29 октября 1911 года) при его основателе Дзигоро Кано.

Однако мало людей знают (даже среди специалистов), что первым человеком использовавшим слово «дзю-до» был не Дзигоро Кано, а его учитель – Терада Канемон мастер джиу-джитсу из школы «Кито-рю».

Во время эры «Мэйдзи» (1866 - 1912) в школе «Кито-рю» начали убирать прикладные аспекты джиу-джитсу, начали развивать спортивные аспекты. Возникает «кодокан дзю-до». Это своего рода «ослабленное» джиу-джитсу, базирующееся на технике работы без оружия. Таким образом, военное, боевое искусство становится «духовной дисциплиной». Это сделало прогресс в развитии техники «невооруженной руки».

Именно эту систему и изучал В.С.Ощепков. Часть этих техник можно найти в журнале «Физкультура и Спорт» (1 (105) 5.01.1930 г.), в котором В.С.Ощепков демонстрирует техники с партнером.

 

В.С.Ощепков жил в Сибири, а затем в Москве. Перед каждым устройством на работу он делал показательные демонстрации своего боевого искусства. В.С.Ощепков показывал техники самозащиты и обезоруживания, которые брал из джиу-джитсу. Доказательство этого можно найти в нескольких Новосибирских газетах, в которых было написано следующее. «Приемы джиу-джитсу поражали своей красивой техникой выполнения и произвели на присутствующих большое восхищение. Нападение с револьвером, палкой, ножом, саблей и винтовкой отражались с особенной ловкостью…».

 

В одной из Новосибирских газет было следующее объявление: «товарищ Ощепков предполагает выступить в местном цирке, где он продемонстрирует приемы джиу-джитсу и устроит показательные соревнования, выпустив против себя 5 – 10 нападающих…».

Такие же объявления были помещены в газете «Физкультура и Спорт». В них сообщалось о том, что демонстрации В.С.Ощепкова пройдут в спортивном зале ЦДКА. Позже в этом зале были организованы три группы:

● Военнослужащие.

● Рабочие Дома Армии.

● Женская группа. Следует отметить, что она была второй в России. первая была организована во Владивостоке за год до этого. Ее основателем был П.Н.Азанчевский, который еще до революции был специалистом по английскому и французскому боксу, и джиу-джитсу.

Изучая документальный материал, связанный с В.С.Ощепковым мы увидим, что до 1934 года он анализировал английский, французский и китайский бокс, финско-французскую (греко-римскую), вольно-американскую, персидскую, швейцарскую, азербайджанскую, кавказскую, грузинскую, татарскую, карачаевскую, туркменскую и узбекскую борьбу. Также он анализировал и фехтование (штык, сабля, трость).

Это помогло ему сделать «Борьбу вольного стиля (дзю-до)». Однако по идеологическим причинам Ощепкову приходится отказаться от слова «дзю-до», которое было заимствовано у Японии, являющейся в тот исторический период врагом России.

1934 год. В Советской России появляется созданная В.С.Ощепковым «борьба вольного стиля».

В период с 1934 по 1937 год упорный труд Ощепкова и его учеников приводит к тому, что дзю-до теряет японские корни и становится современным «Самбо».

Многие ученики Ощепкова и Спиридонова первыми встретили нападение фашистов во время Второй Мировой Войны. Они храбро сражались, проявляя героизм и мастерское владение приемами самозащиты.

Есть много фотографий на которых показано что техники самозащиты изучаются народным ополчением и бойцами Красной армии. Так на одной из газетных вырезок того времени по заголовком: «Командиры отдыхают»

показан А.А.Харлампиев (ученик В.С.Ощепкова), который проводит занятия по самозащите.

Именно с А.А.Харлампиева начинается новая страница в эволюции и развитии самозащиты в СССР. Он продолжает работу своего учителя В.С.Ощепкова, после смерти которого Харлампиев забрал всем методические материалы по самозащите у супруги Ощепкова – Анны Ивановны. Это была целая библиотека.

А.А.Харлампиев на базе материала полученного от семьи Ощепкова начинает до развивать техники самозащиты. Позже они были переименованы в «Самбо» - самооборона без оружия. Несмотря на то, что А.А.Харлампиев очень много нового внес в развитие «Самбо», не стоит считать его основателем. Он - продолжение тех традиций, которые создавались В.С.Ощепковым, которого по праву является основателем «Самбо».

Благодаря В.А.Спиридонову и В.С.Ощепкову (двум мастерам самозащиты), а также их ученикам произошло доразвитие системы самозащиты во время Великой Отечественной войны и после нее.

Во всех трудах Спиридонова и Ощепкова присутствовали техники джиу-джитсу и дзю-до, но под названием «самбо» или рукопашный бой. В качестве примера приведем книгу Н.М.Гладковского

 

«Наставления по подготовке к рукопашному бою» (1938 год), а также книгу В.П.Волкова «Курс самозащиты без оружия «САМБО»»

 

(1940 год), которая была предназначена для сотрудников НКВД.

1940 год. Выходит книга Р.А.Школьникова «Борьба вольного стиля». Она должна была выйти в 1939. В книге присутствовало смешение техник джиу-джитсу и дзю-до.

После 1946 года и по настоящие дни «Самбо» в нашей стране является спортом. Однако во всех силовых ведомствах его практикуют как самозащиту, в которой присутствуют техники джиу-джитсу. Но называется это уже либо «боевое самбо», либо «рукопашный бой».

Тем не менее параллельно с развитием «самбо», в нашей стране были группы практиковавшие джиу-джитсу. В настоящее время в России существует много клубов, ассоциаций и федераций.

1987 год. Это год официального возвращения джиу-джитсу в Россию через Иосифа Линдера. Однако в 1994 году его исключили из Мировой Организации Джиу-джитсу (WJJF).

В настоящее время существуют федерации джиу-джитсу со спортивным уклоном при интернациональной федерации джиу-джитсу (IJJF), которая стремится, чтобы джиу-джитсу стало олимпийским видом спорта.

С 2005 года официальным представителем Мировой федерации джиу-джитсу (WJJF) в России является Курганское отделение. Именно через эту организацию чудесное боевое искусство Джиу-джитсу занимает свое достойное место в России.

Лекции о Джиу-Джитсу

 

 

 

Каждый бой дает возможность для проявления психических качеств бойца; повышает его престиж и его победа признается другими. Боец получает удовлетворение, когда находит в бою приключение, авантюру; испытывает агрессию – это и есть воспитательная функция боя. Но воспитательная роль боя не достигается автоматически, очень многое зависит от учителя (тренера), от стиля боевых искусств, которые он практикует. Самая важная задача воспитания – это психологическая подготовка бойца, необходимо замотивировать его и направить стремления в сторону общественно полезных деяний. Особо важное место в психологической подготовке занимает формирование волевых качеств. По сравнению с другими видами спорта психологическая подготовка и тактика ведения боя имеет особое значение. Результаты и исход боя полностью зависят от тактической подготовки бойца, т.к. отсутствуют правила ведения боя. В такой драке без правил способности и возможности бойца очень сильно зависят от его психического состояния. Потому что сначала может быть «психологическая драка» (запугивание оружием, угрозы), а затем физическое воздействие. Психологическое состояние спокойствия, хладнокровия, вера в себя и точный расчет своих сил и сил противника, позволяет бойцу Далее…

 

 

 

Психическая подготовка бойца (практическая часть)

 

 

Техники психологической саморегуляции, которые будут описаны в этой части, могут использоваться людьми, обладающими пониманием природы психического, того, что представляет собой внутренний – субъективный мир человека.

Описанные техники позволяют нам лучше понять свое тело и разум. Тогда мы сможем раствориться в гармонии вселенной.

Представленные техники помогут противостоять психологическому давлению, стрессу возникающему в бою, что в конечном итоге дает возможность контролировать свой страх.

Концепция пяти элементов (У-СИН)

Основное понятие о пяти элементах
В традиционной восточной философии выделяют пять элементов:
1. Дерево. Оно характеризует жизнь, гибкость, духовность, рост, развитие, продолжение, расширение, гармонию.
2. Огонь – означает активность, энергию, свет, теплоту.
3. Земля – пассивность, твердость, почва, стабильность, равновесие.
4. Металл – пластичность, податливость, острота, холодность. Далее…

 

Правила для достижения мастерства в свободной практике

 

Действие и деятельность с первого взгляда означают одно и тоже, но это разные понятия.

Действия – когда ситуация вынуждает делать что-то спонтанно и внезапно.

Деятельность – когда все происходит осознанно.

Деятельность – это неудовлетворение, т.к. в основе деятельности лежит неестественность. Большой процент людей в боевых искусствах заблуждаются в этих понятиях, если это не понять, то вы не поймете окружающий вас мир и тогда вы не сможете противостоять реальности.

Деятельность затрудняет нашу релаксацию.

Каждый должен увидеть свой внутренний мир и тогда вы поймете различия между этими понятиями.

Каждый поймет свой внутренний ми, и тогда ты будешь реализовывать свою энергию не в деятельность, а в действие. Люди, занимающиеся в традиционных боевых искусствах, основываются на действии. Настоящая драка учит вас мыслить через тело. Настоящее действие заставляет ваше тело думать самостоятельно и разумно принимает участие в этом действии, и тогда получается естественное положение тела, тем самым осуществляется правильная защита. Это относится не только к одному противнику, но и к множеству. Чем лучше тренированное тело, тем выше шанс на победу. Далее…

 

Боевые искусства и спортивные единоборства - отличия

Азата Анка (учитель Фунакоши) говорил – «одного ученика надо обучать против его силы и характера. Если ему преподавать неправильно, ошибочно, непоследовательно, без знания методики, то это потеря времени для твоего ученика и пустая трата времени для учителя».

Цель – воспитание ученика при этом, не причиняя вреда его здоровью (физическому и психологическому).

В настоящее время существует много учителей, которые не понимают сущности боевых искусств, а также есть большое количество тренеров, которые не понимают сущности спортивных единоборств.

Спортивные единоборства предполагают знание методики тренировки, для каждого соревновательного этапа. Не знание этого становится опасным для спортсменов; это своего рода постоянный эксперимент с учениками, который приводит к травмам, психологической деформации спортсменов.

Одной из проблем боевых искусств является то, что многие делают на этом «бизнес»: создают собственные стили, покупают и продают дипломы и даны.

Лекции Джиу-Джитсу: Боевые искусства и спортивные единоборства - отличия

 

Азата Анка (учитель Фунакоши) говорил – «одного ученика надо обучать против его силы и характера. Если ему преподавать неправильно, ошибочно, непоследовательно, без знания методики, то это потеря времени для твоего ученика и пустая трата времени для учителя».

Цель – воспитание ученика при этом, не причиняя вреда его здоровью (физическому и психологическому).

В настоящее время существует много учителей, которые не понимают сущности боевых искусств, а также есть большое количество тренеров, которые не понимают сущности спортивных единоборств.

Спортивные единоборства предполагают знание методики тренировки, для каждого соревновательного этапа. Не знание этого становится опасным для спортсменов; это своего рода постоянный эксперимент с учениками, который приводит к травмам, психологической деформации спортсменов.

Одной из проблем боевых искусств является то, что многие делают на этом «бизнес»: создают собственные стили, покупают и продают дипломы и даны.

Многие считают, что даны и ученические степени приравниваются к званию мастера спорта, кандидата в мастера и т.п. Но это не так. В серьезных боевых искусствах эти звания отсутствуют. В спортивных единоборствах спортсмены в возрасте до 30 лет могут иметь 4-5 дан. Однако это не соответствует уровню их технического мастерства, их психологии.

Спортивные единоборства предполагают наличие определенных правил, по которым происходит схватки и поединки, а также наличие судей. Но при этом часть этих людей (как тренеров, так и судей) никогда не дрались по настоящему. В спортивных единоборствах есть временные ограничения поединков, а когда дерешься за свою жизнь - такого лимита нет, драка короткая (это имело место в древней Японии – когда дрались самураи за свою жизнь, то бой был короткий). Как правило, драка, в отличии от спортивного поединка предполагает 99% внезапности.

Для боевых искусств характерна постоянная подготовленность человека к неожиданным ситуациям, он всегда хладнокровен и собран.

Боевые искусства придерживаются позиции, согласно которой каждая эпоха несет в себе что-то новое, но при этом необходимо помнить и старое. Боевые искусства ориентированы на настоящее, это предполагает использование того оружия, которое отвечает требованиям настоящего времени.

Многие не знают где начинается и где заканчивается как спортивное единоборство, так и боевое искусство.

Люди, которые занимаются спортивными единоборствами – как правило романтики. У них отсутствует адекватное, осмысленное понимание реальности. Поэтому учитель должен готовить их к реальности.

Для спортивных единоборств главное результат – медали, кубки, грамоты, материальное вознаграждение. Цель боевых искусств – развитие способностей преодолеть различные экстремальные жизненные ситуации.

Будо – исходит из личного опыта людей, которые пережили различные экстремальные, трудные жизненные ситуации. Будо предполагает восприятие и старого и нового, но при этом всегда ориентацию на настоящий момент времени. «Прошлый опыт не надоумит что делать, но подскажет чего избегать» (Х.О-и-Гассет).

Спортивные единоборства – формируют спортивный характер, но не формируют тот характер, который необходим для преодоления жизненных трудностей.

Бизнес (зарабатывание денег и т.п.) является одной из составляющих спортивных единоборств. Часть людей, которые занимаются спортивными единоборствами – как правило, не реализовавшиеся в жизни. Они не понимают, что их ученики через 10-15 лет поймут, что они зря теряли время.

Занятия спортивными единоборствами имеют свой положительный момент. Он заключается в том, что занятия спортом компенсируют многие девиантные формы поведения (алкоголь, наркотики, табакокурение), дат возможность отреагировать свою агрессию в социально приемлемой и желаемой форме.

После окончания соревновательного возраста многие спортсмены уходят из спортивных единоборств. У многих из них образуется «экзистенциальный вакуум» - потеря смысла жизни, отсутствие перспектив. Им сложно приспособиться к «нормальной» жизни.

«Лучше, если у нас будут и светлые перспективы, и добрые воспоминания, и сиюминутные наслаждения» (Ф.Зимбардо)

Жизнь наряду со спортом также имеет соревнования, которые отличаются от спортивных, и которым не готовят занятия спортом. Получается так, что в жизни спорт начинает мешать (особенно когда человек сталкивается с трудностями повседневной жизни).

Занятия спортивными единоборствами предполагает травмы, но при этом не происходит психологическая, духовная закалка человека.

Компетентность тренера в спортивных единоборствах также является одной из проблем. Она связана с тем, что не каждый тренер обладает достаточными знаниями и умениями в области педагогики, психологии, физиологии, не владеет методикой построения тренировок.

 

 

Необходимо отличать спортивные даны и даны, которые присуждаются в боевых искусствах.

 

Некомпетентность опасна и в спортивных единоборствах, и боевых искусствах. Техники спортивных единоборств и боевых искусств начинают применяться сотрудниками силовых ведомств. Некомпетентность преподавателей может привести к большим потерям среди личного состава.

Одной из проблем боевых искусств является – разрыв поколений. Это приводит к вакууму, неправильному представлению об искусстве боя, подготовки к нему, а не к спортивному поединку.

Отличие спортивных единоборств от боевых искусств заключается в том, что они находятся на разных полюсах. Это разные пути. «Всякий путь человека прям в глазах его» (Притчи Соломона).

Нельзя против вооруженного человека противопоставить использование рук или ног. Оружие – только против оружия.

В спортивном зале есть правила, корректность соперников относительно друг друга, тогда как на улице – в драке этого нет.

Цель боевых искусств – формирование характера, развитие индивидуальных моральных, этических качеств. Люди, занимающиеся боевыми искусствами – достаточно независимы и автономны. Все это идет через боль (в широком понимании этого слова). Восточная мудрость гласит: - «Боль учит мудрости».

Для спортивных единоборств характерна боль физическая, не психологическая, связанная с необходимостью выбора, ответственностью, жертвенностью человека.

Боевые искусства предполагают овладение использованием оружия.

В боевых искусствах нельзя «перепрыгнуть» через время. В них есть путь между внутренним и внешним. Для познания этого нужно развивать интуицию. Интуиция – «шестое чувство» позволяет прогнозировать события. В спортивных единоборствах интуиция отсутствует.

Главное отличие спортивных единоборств от боевых искусств – специфика понимания жизни и окружающего мира. Спортсмен живет в иллюзорном мире наград – грамот, кубков, медалей, материальных вознаграждений. Все это не соответствует реальной жизни. «В мире – если смотреть на мир как мы его знаем, эмпирически, реально, - в нем нет причин чтобы человеку быть добрым, честным» (М.К.Мамардашвили).

В современном мире достаточно мало людей которые преподают боевые искусства, а не спортивные единоборства – в которых сливается политика, бизнес, различные правила и игры.

Одна из главных целей которые преследуют боевые искусства – уцелеть в жизни, независимо от той деятельности которой занимается человек, а не обязательно стать сверх человеком, суперменом.

Автор:
Перевод:

Создать бесплатный сайт с uCoz